Государственные закупки – один из наиболее перспективных и многообещающих путей развития бизнеса.
Однако, несмотря на то, что он позволяет получать крупные и выгодные заказы, подавляющее большинство российских предпринимателей не спешит окунуться в мир государственных и муниципальных нужд.
Они объясняют это тем, что система слишком сложна, а результат – непредсказуем.
На самом деле, разобраться в нюансах не так уж и сложно; зато, преодолев косность и избитые стереотипы, можно вывести свое дело на качественно новый уровень.
Как принять участие в госзакупках и какие виды торгов бывают
Начнем с дефиниции. Госзакупки – это конкурентная система размещения заказов на выполнение различных работ, поставку товаров и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Система регламентируется Федеральным законом № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года.
Всю информацию о тендерах можно отыскать на сайте www.zakupki.gov.ru.
Все данные доступны в онлайн режиме, так что каждый потенциальный участник тендера может найти вариант, подходящий именно ему, учитывая, что в данной области «крутится» огромный объем финансов,
Попробовать свои силы в сотрудничестве с государством могут действующие на территории России:
- юридические лица;
- физические лица;
- индивидуальные предприниматели (независимо от формы собственности организации).
Они могут не только участвовать в тендерах лично, но и выступать через своих представителей. Основанием для этого является доверенность или ее заверенная копия.
Основные условия участия
- иметь в наличии товар либо услуги, являющиеся объектом закупок;
- иметь возможность выполнить заказ в соответствии со всеми требованиями;
- правильно заполнить все документы, включая заявку.
Но для начала претенденту необходимо разобраться в классификации торгов.
В данном перечне значатся:
- конкурс;
- аукцион;
- электронный аукцион.
Каждый из этих вариантов имеет свои нюансы, поэтому их стоит рассмотреть подробнее.
Конкурс
В рамках конкурса участники преследуют следующую задачу: они должны предоставить наиболее выгодные для заказчика условия.
Тендеры в данном случаем бывают:
- Открытые: в них могут принять участие все желающие;
- Закрытые: участниками становятся специально отобранные организации, получившие приглашение (это практикуется, когда, к примеру, речь идет о государственной тайне).
Общие правила подачи заявок на тендер таковы:
- Претендент на победу подает заявку либо в письменном виде лично, либо через электронную почту. В ней следует указать сведения об участнике и предмете закупок.
- По каждому лоту можно подать лишь одну заявку.
- Если участник передумал участвовать в торгах, он вправе отозвать заявку. Однако сделать это нужно о того момента, когда конверты будут вскрыты.
- До того, как конверты будут вскрыты, участник имеет право внести в заявку изменения.
После этой процедуры специальная комиссия изучает всю информацию, поступившую от претендентов.
Ее оценивают по следующим критериям:
- характеристики предлагаемого товара работ или услуг;
- расходы, которые требуются для его использования;
- финансы, которые придется потратить на его техобслуживание;
- сроки поставки;
- на какой срок предоставляются гарантии качества;
- объем предоставления гарантий качества.
Процесс рассмотрения длится 20 дней, после чего ее члены оглашают имя победителя.
Впрочем, бывают случаи, когда участники, проигравшие конкурс, остаются категорически несогласны с таким развитием событий. Выход есть и из подобной ситуации: правила позволяют оспорить результат.
Аукцион
Цель аукциона – выбрать исполнителя, который предложит товар, работу или услугу по мизерной цене.
Подобная форма торгов также бывает открытой и закрытой. Общий алгоритм действий в случае открытого тендера сходен с конкурсным.
Разница заключается лишь в том, что извещение о проведении аукциона публикуется в печатных изданиях либо на сайте заказчика не позднее чем за 20 дней до окончания принятия заявок.
Кардинальные различия начинаются уже после того, когда определены все участники тендера.
Дальнейшие действия таковы:
- Претенденты должны снизить первоначальную цену.
- За единицу измерения в данном случае берется такое понятие как «шаг аукциона». Это 5% от максимальной стоимости.
- Участник, что предложит наименьшую цену, и станет победителем.
- Протокол размещается во всемирной паутине, и не ранее чем через 10 дней можно заключать контракт.
Электронный аукцион
Это наиболее современное и перспективное направление торгов. Он соответствует духу времени и полностью «завязан» на компьютерах и сети Интернет.
Чтобы стать участником электронных торгов, нужно:
- получить сертификат электронной подписи (ЭЦП). С ее помощью можно будет подписывать все важные документы, начиная от заявки и заканчивая непосредственно контрактом.
- установить необходимое программное обеспечение;
- аккредитоваться на торговых площадках;
- положить на специальный счет некоторую сумму денег – она будет гарантом того, что участник способен обеспечить заявку;
- грамотно оформить заявку на участие в торгах.
А вот и несколько важных советов:
- Чтобы получить ЭЦП, следует:
- написать заявление (форму можно найти в аккредитованном государственном центре);
- предоставить выписку из ЕГРЮЛ (обязательное условие – она должна быть нотариально заверена);
- подготовить бумаги, подтверждающие полномочия владельца подписи.
- Для успешного выполнения данных требований нелишним будет посетить соответствующие тематические семинары. Они позволяют изучить алгоритм действий на примере учебной торговой площадки.
Запрос котировок
Это один из наиболее привлекательных для заказчика видов торгов, объектом которых являются товары, необходимые в небольших объемах.
К примеру, канцелярские товары либо продукты питания. Извещение в данном случае размещается исключительно в интернете, на официальном сайте, где становится доступной для широкого круга пользователей.
Основополагающим фактором, влияющим на выбор исполнителя в данной ситуации, является цена контракта.
Чем она ниже – тем выше шанс выиграть тендер. От обычного аукциона данная форма отличается тем, что претендент на победу имеет право только на одно ценовое предложение.
По этой причине участникам запроса котировок эксперты рекомендуют:
- Провести грамотный подсчет рентабельности;
- Обратиться к статистике запросов (либо по конкретному заказчику, либо по аналогичным лотам);
- Следовать закону «круглых чисел».
Еще одно важное правило: один претендент – одна котировочная заявка. Причем, внести в нее изменения уже не удастся.
Никаких переговоров между заказчиком и исполнителем быть не может. Выбор последнего осуществляется через единственный параметр – цена.
Кроме того, в данной ситуации существует важное ограничение, характерное именно для запроса котировок. Дело в том, что данная разновидность тендера подразумевает: величина контракта не может оказаться выше отметки в полмиллиона рублей.
Как зарегистрироваться на сайте zakupki.gov.ru
Без регистрации на сайте zakupki.gov.ru не обойтись.
Пошаговый план действий таков:
- Получение электронного сертификата. Для этого необходимо обратиться в Федеральное Казначейство и подать бумаги, полностью отражающие сведения о своей организации.
- Получение электронно-цифровой подписи.
- Настроить на компьютере необходимое программное обеспечение.
Размещение заказа у единственного поставщика
И, наконец, последний тип – размещение заказа у единственного поставщика.
Это не самое распространенное явление, актуальное, если:
- на рассмотрение вынесена единственная заявка;
- на торги вынесено произведение искусства, чьи автором является один человек.
Итак, прежде чем принимать участие в госзакупках, необходимо:
- убедиться в возможности предоставить необходимые товары, работы или услуги в заданных объемах, достойного качества и в требуемые сроки;
- подготовить портфель документов;
- посетить тематические семинары или вебинары.
И даже если с первого раза не удалось добиться желаемой цели, не стоит опускать руки.
Госзакупки – это реальный шанс получить выгодный заказ и подняться на несколько ступней вверх по бизнес-лестнице.
Возможно, в первое время удастся получить несколько отказов подряд, однако, поднаторев в этом деле, можно добиться немалых успехов.