Довольно часто соотечественники, уезжающие работать в зарубежные страны, сталкиваются с проблемой не принятия нашей образовательной системы.
Заграничным работодателям не понятен термин «специалитет», поскольку общепринятая международная система получения высшего образования сведена к четырехлетнему обучению или к бакалавриату.
Поэтому, претендующим на работу за границей необходимо либо подтверждать свой диплом, либо и вовсе учиться заново.
Например, понятия «инженер» и «доктор наук» за границей неоднозначные.
Из расхождения понимания и созрела необходимость приведения дипломов к международным стандартам, чтобы их обладателям было проще и без проблем устраиваться на работу в выбранной стране.
Несмотря на то, что Лиссабонская конвенция гласит, что все те страны, принявшие и подписавшие ее, обязаны признавать дипломы друг друга, на практике это выглядит совсем не так. Россия вступила в это соглашение в 1999 году.
В этом же году состоялся Болонский процесс, направленный на сближение образовательных систем высшего уровня тех стран Европы, где была подписана декларация о двухступенчатом высшем образовании: бакалавриат (4 года) и аспирантура (2 года).
Большинство ВУЗов приняли переход на новую систему, но при этом «старая» классическая система пятилетней подготовки специалистов также осталась.
Теперь перед современными будущими студентами стоит вопрос не только о выборе специальности, но о выборе системы обучения.
В чем же отличие бакалавриата от специалитета?
Под бакалавриатом понимается определенный базовый уровень высшего образования, длительностью 4 года и имеющий общетеоретический характер.
После окончания обучения в рамках этой системы, выпускнику ВУЗа присваивается степень бакалавра и вручается диплом о высшем профессиональном образовании.
Значит, по сути своей, новоиспеченный выпускник это тот же специалист, но получивший фундаментальную подготовку без какой-либо определенной специализации.
Бакалавр имеет то же право замещать все те должности, для которых в принципе необходимо наличие высшего образования в соответствии с квалификационными требованиями к вакансии.
Под специалитетом также понимается определенный уровень высшего образования, по окончании которого выпускник получает степень специалиста.
Для россиян специалитет является более привычной и понятной образовательной системой, где специалисты получают профессиональной подготовку для последующей деятельности в определенной отрасли.
Срок обучения и подготовки специалистов – 5 лет.
Но система пятилетнего обучения в российских ВУЗах постепенно сворачивается.
Те учебные учреждения, которые перешли на двухуровневую систему образования, просто не будут набирать студентов на специалитет, а только лишь на бакалавриат и магистратуру.
При этом нужно понимать, если студент уже учится на специалитете, то и выпускаться он будет со степенью специалиста.
Новой системой обучения могут воспользоваться только вновь поступившие студенты.
Отличия бакалавриата от специалитета существенны и понятны. Но что же лучше выбрать?
Рассмотрим далее преимущества и недостатки обоих систем обучения.
Основные плюсы и минусы бакалавриата
Зачастую бакалавриат называют «незаконченным высшим», несмотря на то, что он является хоть и базовым, но полноценным высшим образованием.
Студенты, учась по очной или заочной форме обучения получают необходимые общие знания по выбранной специализации и могут приступать к трудовой деятельности по окончании ВУЗа. Или же воспользоваться дальнейшим обучением в магистратуре.
К плюсам бакалавриата можно отнести:
- Получение диплома европейского образца;
- Право на поступление на уровень магистратуры не только на территории РФ, и в любой выбранной европейской стране;
- Возможность сменить ВУЗ или даже специальность после обучения, если вдруг сделанный выбор будущей профессии оказался не по душе.
Минусы бакалавриата:
- Работодатели все еще не доверяют нововведению и предпочитают брать на работу специалистов, мотивируя это тем, что они обладают более глубокими знаниями в профессии;
- Сложность продолжения бесплатного (бюджетного) обучения в магистратуре – мест мало, желающих больше;
- Дороговизна обучения на платной магистратуре;
- Без окончания магистратуры в аспирантуру нельзя поступить, то есть прибавляется еще один год к обучению. 4+2 против 5 лет обучения.
Преимущества и недостатки специалитета
Преимуществами специалитета являются:
- Более высокая котировка в глазах работодателей на рынке труда;
- Получение полноценной специализированной подготовки по выбранному направлению, то есть «готовый специалист»;
- Поступать в аспирантуру можно сразу после окончания пятилетнего обучения и присвоения статуса «специалист».
Недостатки специалитета в следующем:
- диплом специалиста за границей достаточно не просто, поскольку в Европе не существует даже самого понятия «дипломированный специалист»;
- нет права на бесплатное обучение в магистратуре, поскольку для специалиста она приравнивается ко второму высшему образованию;
- при поступлению таки в магистратуру нет отсрочки от армии, что весьма актуально для студентов мужского пола;
- практически невозможно перейти на бакалавриат, поскольку новая система образования действует еще пока не во всех ВУЗах и программы обучения по одной и той же специальности схожи только на первых двух годах обучения.
Как видно, что у каждая система образования имеет свои как положительные моменты, так и отрицательные. Будущему студенту необходимо тщательно подходить к выбору и системы обучения и к будущей профессии.
Что дает диплом бакалавра и на что сейчас могут рассчитывать специалисты?
Самое главное, что получит студент, имея на руках диплом бакалавра – это большую свободу в выборе своей дальнейшей собственной судьбы как профессионала в выбранной им конкретной области.
Помимо этого, если выбранная изначально специальность пришлась не по душе и возникнет желание сменить профессию, обучение в 4 года обойдется дешевле в плане экономии времени, а также финансов, если студент обучается на платной основе.
Помимо этого, бонусом к диплому бакалавра выступают возможность бесплатного обучения в магистратуре и использование диплома для продолжения обучения за границей.
Диплом специалиста более востребован на рынке труда и будет еще котироваться долгое время.
Также, наличие диплома специалиста говорит о том, что выпускник хорошо подготовлен по профилю конкретной специальности и его знания имеют непосредственное отношение к выбранной профессии.
Это выгодно отличает выпускников узкопрофильных специальностей перед выпускниками бакалавриата. И, конечно, если выпускник мечтает степени доктора наук, то путь в аспирантуру ему открыт сразу же после окончания специалитета.
Бакалавры и специалисты: возможности трудоустройства
Востребованное образование на рынке труда – пожалуй, самый главный критерий выбора направления обучения и специальности.
Сейчас студентов больше волнует не «простота» обучения, то есть какие-либо гуманитарные специальности без особого профиля, а их дальнейшая нужность на рынке труда.
Ведь выучиться и приобрести специальность по душе и стать профессионалом своего дела мечтает каждый.
Специалист, при таком стереотипном мышлении, частенько выигрывает на фоне бакалавра.
Однако для бакалавров в нашей стране все только еще начинается.
На сегодняшний день в Российской Федерации уже есть немало крупных, как правило, иностранных, компаний, которые делают ставку на студентов-выпускников с бакалаврским дипломом.
Здесь кроется обыкновенный экономический расчет: проще взять якобы «недоученного» бакалавра с более низкой заработной платой, готовить его под конкретную специальность с внушительной практикой на рабочем месте и постепенно растить в нем магистра.
Способ «взращивания» сотрудника «под себя» не нов, но весьма эффективен, что смогли оценить те компании-работодатели, которые ориентированы за модель развития по западному сценарию.
Поэтому, как уже неоднократно писалось, все зависит от выбора профессии будущего студента.
Выбрав направление, по которому хочется обучаться, работать и достигать профессиональных высот, сразу станет понятно, какая форма обучения необходима для реализации поставленных целей.