В каждом учреждении оформляются определенным образом деловые отношений между руководителем и работником.
Для эффективного функционирования предприятия работников знакомят с их должностными обязанностями. Функция ознакомления возлагается в большинстве случаев на работников кадровой службы (если таковая имеется).
Эти обязанности не составляются каждым учреждением самостоятельно.
Все без исключения должности и их подробные квалификационные характеристики едины по всей стране и закреплены в федеральном документе – приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, впервые изданного в 1992 году.
С момента издания Единого квалификационного справочника (ЕКС) в приказ были внесены изменения, которые находятся в свободном доступе для руководителей и кадровиков, а также интересующихся соискателей.
Должность «Уборщик служебных помещений» (применим сокращенную аббревиатуру УСП) не является исключением.
Она также имеет перечень квалификационных характеристик, отступать от которых нельзя при составлении должностной инструкции.
Должностная инструкция (назовем ее кратко – ДС) – это документ, регулирующий набор функций, профессиональных качеств работника, требуемых для исполнения по должности.
Этот документ разрабатывается директором (начальником или иным руководящим лицом), утверждаются, вводятся в действие приказом и используются до их частичной или полной замены другими с изменениями.
Должностные инструкции на должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель. Инструкция составляется в двух экземплярах (по одному для личного дела и для самого работника).
Должностная инструкция выдается работнику под роспись тогда, когда человек принимается на работу (или чуть ранее), а также в новой редакции с изменениями, по мере необходимости вносимыми в текст.
Однако прежде чем приступить к составлению должностной инструкции, работодатель должен прочитать ЕКС, учесть его изменения.
Чрезвычайно важно также вносить в трудовую книжку работника наименование данной должности строго по Справочнику, в противном случае при оформлении на пенсию у работника могут возникнуть трудности с просчетом трудового стажа.
Общие положения ДС
- Данная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики работника, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
- УСП принимается на работу и увольняется руководителем без предъявления требований к образованию и опыту работы.
- Уборщик служебных помещений обычно состоит в подчинении должностному лицу, наделенному соответствующими полномочиями)
- В своей работе УСП опирается на знание:
- правил гигиены и санитарии;
- различных механизмов уборки;
- правил пользования инвентарем;
- пропорции применения моющих, чистящих и дезинфицирующих реагентов;
- нормы использования сантехнического оборудования;
- правила противопожарной безопасности;
- устав учреждения (организации);
- нормы по охране труда и технике безопасности.
Квалификационные характеристики
Основные обязанности по данной должности (тот перечень действий, которые УСП осуществляет каждый день) – это осуществление уборки служебных помещений по составленному графику, в которую входит поддержание порядка на протяжении всей смены.
Что должен делать УСП на своем рабочем месте?
- убирать помещения, лестничные пролеты, холлы, подъезды (удаление пыли, грязи, со всех поверхностей, мытье вручную или с помощью специальных механизмов стены, полы, мебель, двери, окна и др.);
- убирать мусор из корзин, транспортировать мусор и различные отходы в специальное место для утилизации;
- убирать санузлы (чистить и мыть их специальными обеззараживающими составами);
- контролировать включение и выключение электричества на начало и конец рабочего дня (или смены)
- совершать мини-ревизию по осмотру вверенных помещений с целью проверки исправности оргтехники и другого оборудования, состояние кранов, ламп накаливания и иных приборов;
- в пределах своих полномочий наблюдать за организацией работы службы, вносить свои предложения по текущим вопросам.
Свои обязанности УСП должен выполнять с четким соблюдением правил производственной санитарии, правил охраны труда, правил противопожарной безопасности, правил электробезопасности.
Уборщик служебных помещений, как и любой работник, на территории РФ, имеет определенные права, не противоречащие действующему законодательству.
УСП имеет право:
- на выдачу инвентаря для уборки, приспособлений и оборудования, прошедших технический осмотр и признанных безопасными к эксплуатации;
- на спецодежду;
- на помещение, в котором может хранить свою спецодежду и инвентарь.
Кроме прав для УСП предусмотрены и меры ответственности за качество своей работы, исполнительскую дисциплину и прочие обстоятельства пребывания на рабочем месте.
Ответственность
В случае неоднократного нарушения указанных выше норм, правил, невыполнения определенных обязанностей, а также невыполнение по какой-либо причине разовых приказов и распоряжений УСП несет в установленной мере ответственность в соответствии с действующим законодательством по труду.
Если имущество, с которым работает УСП, было испорчено им же, то он также несет ответственность за его восстановление (реставрацию) а также несет материальную ответственность в порядке, установленном для подобного рода нарушений.
Нормирование рабочего времени
График работы УСП строго нормированный, распределяется следующим образом: в неделю – шесть дней, всего 40 часов. На рабочем месте УСП возможно совместительство. Рабочие часы отражаются в табеле учета рабочего времени каждый месяц.
На месте работы с разной периодичностью проводятся различные виды инструктажей (повторный, внеплановый, целевой по правилам использования механизмов, материалов, инвентаря, чистящих средств, приборов и проч.), УСП также обязан пройти их под роспись в специальном журнале учета у ответственного лица.
О проведении инструктажей работникам объявляется заблаговременно.
Наиболее востребованные профильные области уборщика служебных помещений – практически все, какие только возможно, поскольку вопрос санитарии и здорового микроклимата в помещениях является ключевым для любого типа учреждений или предприятий.
Пожалуй, нет на сегодняшний день такого учреждения, в котором бы отсутствовала эта должность. Однако существуют небольшие фирмы, которые действительно не содержать целое хозяйственное структурное подразделение, а предпочитают пользоваться услугами клининговых компаний.
В таком случае, УСП также принимается туда на работу, выполняет те же обязанности, но направляется в ту или иную организацию для осуществления своих функций с оплатой в клининговой компании.
Основные шаги, если Вы устраиваетесь уборщиком служебных помещений:
- пройдите собеседование с руководителем;
- попросите для ознакомления ДИ;
- после оформления пакета документов для трудоустройства, попросите второй экземпляр ДИ себе, чтобы всегда была возможность актуализировать в памяти свои функции и полномочия.