Временная регистрация без постоянной прописки: процедура оформления

Ещё с советских времён прописка – неотъемлемая часть жизни в нашей стране. Сейчас она утратила силу, сменившись регистрацией. Сама же регистрация возможна в двух вариантах – постоянном и временном. Разберемся, чем именно они отличаются, и как именно оформляется регистрация во втором случае.Временная регистрация без постоянной прописки: процедура оформления

Временная регистрация: отличия от постоянной

Различия между ситуациями, когда гражданин встаёт на учет там, где он планирует постоянно жить, или там, куда он прибыл лишь на время, заключаются, прежде всего, в следующем:

  • при временной не делается запись в паспорт. Зарегистрированному лишь выдается особая справка;
  • постоянная бессрочна, временная же действует на срок, установленный договорённостью между владельцем помещения и жильцом;
  • для постоянной прописки требуется обязательное снятие с регистрация по прежнему месту обитания гражданина. Временную же можно оформить как после того, как состоялось снятие с учета по прежнему месту, так и без него. Тогда у гражданина оказывается две прописки: постоянная на старом месте, временная – на новом.

Законодательная база

Оформление временной регистрации производится на основании следующих нормативных актов:

  • Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения…»;
  • Правила регистрации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713;
  • Административный регламент, утверждён приказом ФМС РФ от 11 сентября 2012 г. №288.

Эти документы касаются регистрации лишь граждан. Регистрация иностранцев и апатридов (лиц, не имеющих гражданства никакого государства), осуществляется на основании нормативных документов ФМС РФ и других государственных органов.

Временная прописка: документы

Для того, чтобы зарегистрироваться там, где он собирается жить лишь некоторое время, гражданину РФ потребуются следующие документы:

  • Паспорт. Теоретически допустимо использование и других документов, однако оформление по ним будет крайне сложным, и потому ими лучше не пытаться пользоваться.
  • Документ, который даёт право человеку на некоторое время пользоваться помещением. Обычно таким документом является договор о найме или поднайме жилого помещения. Его достаточно для того, чтобы дать жильцу прописку на время.
  • Если жильё, где оформляется временное проживание с регистрацией жильца, принадлежит более чем одному собственнику, для временной регистрации потребуется письменное согласие от каждого из них.
  • Если среди собственников жилья есть дети в возрасте до 14 лет, дополнительно для регистрации временного проживания потребуется согласие муниципальных органов опеки.
  • Заявление, направляемое собственником или нанимателем жилья в местный орган ФМС РФ (паспортный стол).

Образец заявления можно найти как в самом паспортном столе, так и на официальных сайтах отделений ФМС.

Заявление вместе с прилагающимся к нему документами направляется в регистрационную службу: либо напрямую в ФМС, либо в соответствующий отдел ЖЭКа, УК или другой организации, управляющей жильём. Во втором случае именно паспортисты этой службы передают документы в ФМС. Там заявление рассматривается, и по нему выносится решение о регистрации гражданина или отказе.

Законодательные ограничения

Не допускается временная регистрация в жилье, расположенном на следующих территориях:

  • в зоне бедствия или экологической катастрофы;
  • в закрытых населённых пунктах или административных округах: городки при воинских частях, ЗАТО и т. д.;
  • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, ведутся боевые действия или контртеррористические операции;
  • в приграничной полосе;
  • в зонах особого режима, введённого в связи с опасностью заражения или отравления.

Федеральными законами могут вводиться иные ограничения на свободу передвижения и, следовательно, проживания.

Сроки процедуры

Говоря о сроках, следует помнить главное: временная регистрация требуется лишь тогда, когда проживание планируется более чем на 90 дней. Без этого вполне возможно проживать где угодно, не регистрируясь.

Сама же процедура согласно административному регламенту должна занимать не более 6 дней:

  • 3 дня после приема документов – на передачу документов в ФМС;
  • 3 дня на рассмотрение документов в ФМС.

Эти сроки не учитывают времени, которое будет идти почтовое отправление, если заявление и прилагаемые документы отправлялись по почте.

Кроме того, если к заявлению не прилагалось свидетельство о собственности на квартиру, срок оформления может быть продлён до 8 дней. Дополнительное время требуется для проверки данных через Росреестр.

Результат оформления

После того, как документы рассмотрены, и оснований для отказа нет, гражданину выдается свидетельство. Оно подтверждает тот факт, что он временно зарегистрирован по новому месту.

Этот документ выдается не позднее, чем на следующий день после того, как регистрация оформлена. С этого момента процедура оформления считается завершённой.

Отказ в регистрации по месту пребывания: основания, порядок оспаривания

Временная регистрация без постоянной прописки: процедура оформленияОтказ во временной регистрации возможен в следующих случаях:

  • К заявлению не приложены копии всех необходимых документов. В этом случае достаточно лишь дополнительно их предоставить – и проблема будет решена.
  • Не соблюдается норма площади на человека. Однако эта норма касается только муниципального жилья. В приватизированной квартире собственник вправе временно зарегистрировать человека и без соблюдения учётной нормы.
  • Отсутствует согласие собственника, если гражданин вселяется по договору поднайма. К сожалению, в этом случае сделать вряд ли что-то удастся: против воли собственника вселяться в его квартиру невозможно.
  • Нахождение жилья в залоге или ипотеке. Здесь надо разбираться, запрещает ли напрямую договор залога регистрацию в квартире иных лиц. Если нет, отказ в регистрации будет незаконным.
  • «Местная самодеятельность» органов ФМС. К примеру, часто они требуют документы, не установленные законом: копии документов на квартиру и т. д.

Оспаривать отказ в регистрации можно двумя способами: либо по инстанции, обращаясь к вышестоящему руководству органов ФМС – либо путём заявления в суд. Кроме того, можно обратиться и в прокуратуру с просьбой провести проверку действий регистрирующих органов.

Однако следует помнить: прокуратура может лишь вынести предписание с требованием устранить нарушение закона – но принудить ФМС зарегистрировать она не сможет. Поэтому обращение в суд надёжнее.

Некоторые нюансы по регистрации

Следует помнить, что регистрация возможна не только в жилье, но и в учреждениях: больницах, санаториях, гостиницах (особенно ведомственных при длительных командировках).

Для получения регистрации там от гражданина потребуется только паспорт. Все остальные вопросы с ФМС будет решать администрация учреждения.
Сейчас подача заявления возможна несколькими способами:

  • через личный прием в ФМС;
  • через паспортный стол УК, ЖЭКа и т. п.;
  • по почте;
  • через интернет-сайт «Госуслуги».

Вне зависимости от выбранного способа, разницы для регистрируемого нет. Все способы по результатам одинаковы.

Бесплатные консультации юриста
Добавить комментарий