На сегодняшний день система наполнения государственного бюджета стабилизировалась, стала стройной и законодательно обоснованной.
Особенностями современного типа развития системы налогообложения является ориентирование на уже проверенные европейские финансовые механизмы.Кроме этого, характерные особенности формирования федерального бюджета состоят в том, что поступления являются плановыми, а федеральные налоги стали главной статьей поступлений.
Федеральные налоги
Давно известный экономический инструмент для наполнения бюджета – система налогов считается крайне важным звеном в финансовых и общественных отношениях с момента зарождения государственности.
Любая трансформация государственности моментально влечет значительные преобразования системы сбора налогов. Формирование основы государства – бюджета посредством сбалансированных сборов и налогов происходит не только в направлении финансов.
Налоговая система является экономическим рычагом, позволяющим регулировать состояние общественного производства, динамики и структуры, влиять на научно-технический прогресс.
Система начисления и сбора налогов РФ на сегодня распределяет все денежные потоки, которые поступают в бюджет. Они имеют статус федеральных, региональных и местных.
Установленные Налоговым Кодексом ст.13 федеральные налоги имеют категорию обязательных к начислению и перечислению на территории страны, вне зависимости от административного деления.
Федеральными являются следующие налоги:
- Налогообложение прибыли организации.
- Акцизный сбор некоторых категорий продукции.
- Сбор за использование водных ресурсов.
- Налог на добываемые полезные ископаемые.
Нормативами законодательных документов установлены пропорции отчислений от каждого федерального налога сумм в государственный и нижестоящие бюджеты.
Муниципальные бюджеты также формируются из федеральных налогов, но относящихся к категории местных. Наиболее важным и значимым для местных доходов является налог на доходы физических лиц, всем известный НДФЛ.
НДФЛ и его особенности
Этот налог оплачивается практически всеми гражданами нашей страны, которые получают активный или пассивный доход. Федеральными законами установлено, что многочисленные граждане зарубежных государств, которые ведут активную предпринимательскую деятельность, также обязаны оплачивать НДФЛ наравне с нашими соотечественниками.
Государственная система в законодательном порядке установила не только базу налогообложения, но и градированную систему ставок налога. Это пять ступеней ставок, каждая точно соответствует определенному типу полученного дохода.
В период с 2018 по 2019 финансовый год федеральным законом установлено начисление НДФЛ следующим образом:
- 9% налоговое отчисление. Применяется к дивидендам, доходам долевой части работы организаций, % от облигаций ипотечного покрытия, системного доверительного управления.
- 13% налог от ведения трудовой деятельности и работы как высококвалифицированный специалист согласно Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ.
- НДФЛ в размере 15% это база от долевого участия в работе отечественных предприятий любой сферы деятельности.
- Ставка в 30% относится к доходам, которые получают налоговые нерезиденты, работающие в нашей стране.
- 35% налог на доход относится к выигрышам, призам, полученным % от вложенных депозитов, от рублевых и валютных займов.
Налог крайне удобен для контроля плательщика даже при отсутствии финансово – экономического образования или определенных навыков.
Порядок перечисления НДФЛ в бюджет
Условия совершенно просты, вне зависимости от того, что расчет производен самим плательщиком или его налоговым агентом.
После подачи декларации о доходах, полученных за год, согласно Налогового Кодекса ст. 228 оплатить заявленную сумму необходимо до середины следующего года, то есть крайней датой является 15 июля. При условии, что это выходной, ст. 6.1 поясняет, что возможно перенесение на рабочий день, который следует далее.
Уплата налога лицами любой категории, прекратившим работать в течение года, имеет несколько иную специфику. Нужно сразу подать декларацию и в течение двух недель внести требуемую сумму в федеральный бюджет.
Современные финансовые технологии предлагают несколько методов причисления:
- Безналичное перечисление банковским переводом.
- Путем внесения наличных средств в кассы, расположенные при местных администрациях.
- Почтовым переводом.
- Перечисление с использованием небанковской кредитной организации имеющей лицензию Центрального Банка России на подобные операции.
Региональные налоги
Эта категория налоговых поступлений также зафиксирована законодательством нашего государства и также являются обязательными для всех субъектов предпринимательства.
Налоговым Кодексом строго зафиксированы все нюансы этих налогов.
Это определение сроков уплаты, ставок и форм отчетности региональных налогов, которые регламентированы законами отдельно взятых субъектов РФ.
К ним относятся следующие региональные налоги:
- Налог на транспорт, поставленный на баланс предприятия.
- Обложение налогом имущества и фондов, принадлежащих субъекту предпринимательской деятельности.
- Начисление налога на доходы, полученные от ведения игорного бизнеса.
Суммы налоговых поступлений дают возможность наполнять федеральный бюджет этого уровня. Федеральные законы регламентирую общий принцип формирования базы и системы налогообложения.
Региональное администрирование позволяет устанавливать ставку и объемы льгот этой категории налогов.
Местные налоги
Именно они позволяют наполнить исключительно местный бюджет и являются также законодательно установленными федеральными налогами.
В данную категорию входят:
- Налог на операции с недвижимостью.
- Различные категории сборов, на определенные виды предпринимательства.
- Использование мест, где паркуются транспортные средства.
- Сбор на туристические услуги.
Таким образом, наиболее значимый и весомый федеральный налог – НДФЛ уплачивается в местный бюджет и является одним из самых важных факторов его формирования.